Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник, 26.09.2017, 12:10
Приветствую Вас Гость | RSS


    Управление образования

                   администрации
      Чусовского муниципального района

Меню сайта










      




Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0









Яндекс.Погода

Введение учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"

Рекомендации по изучению предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» (начальное общее образование) и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (основное общее образование)

Уважаемые коллеги!

Доводим до вашего сведения рекомендации по изучению предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» (начальное общее образование) и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (основное общее образование), составленные Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки.  

Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» (начальное общее образование):

1. Регламентируется федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373 (далее ФГОС НОО).      
2. Приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. №1060 внесены изменения во ФГОС НОО в части замены предметной области «основы духовно-нравственной культуры народов России» на предметную область «Основы религиозных культур и светской этики».
3. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р, начиная с 1 сентября 2012 года, установлено обязательное изучение курса ОРКСЭ.
4. Основные образовательные программы разрабатываются на основании ФГОС НОО и с учетом примерных основных образовательных программ.
5. В учебном плане примерной основной образовательной программы начального общего образования в рамках предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» представлен для обязательного изучения учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (4 класс, 1 час в неделю, 34 учебных часа в год)

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (основ-ное общее образование) может быть реализована через:  

1. занятия по предметной область ОДНКНР, учитывающие региональные, нацио-нальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учеб-ного плана, формируемую участниками образовательных отношений;
2. включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей, тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;
3. включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализации ими образовательных программ. Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную и (или) внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции образовательной организации.  

Полный текст документа представлен в рекомендациях  Минобрнауки России


Уважаемые родители!
С 2012 года в 4-х классах всех общеобразовательных учреждений в Российской Федерации преподается комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Если Ваш ребёнок в настоящее время обучается в 3 классе, вскоре Вам предстоит участие в выборе одного из шести учебных модулей, которые составляют данный курс.
Главная цель введения данного комплексного учебного курса —воспитание детей в школе с учётом культурных особенностей и потребностей семьи учащегося и самого ребёнка. Повсеместному введению курса с 2012 года предшествовала его успешная двухлетняя апробация в 2009-2011 гг. в 21 регионе России.
Курс имеет предметно-модульную структуру и состоит из шести отдельных учебных модулей по выбору семьи учащегося, ориентированных на запросы основных мировоззренческих групп, народов России в современном российском обществе.

Курс содержит:

  • четыре модуля по основам традиционных религиозных культур народов России: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры»; 
  • модуль «Основы мировых религиозных культур» направлен на ознакомление учащихся с историей и культурой основных религий, традиционных для народов Российской Федерации. 
  • модуль «Основы светской этики» предусматривает изучение и освоение общепринятых в нашей стране норм светской или гражданской этики. 
Обращаем Ваше внимание, что выбор модуля, который будет изучать в 4 классе Ваш ребёнок — исключительно право Вашей семьи, только Ваше право!
Процедура выбора в общеобразовательном учреждении установлена принятым  регламентом. Чтобы Вы могли сделать информированный и свободный выбор, администрация школы обязана предоставить Вам информацию о процедуре выбора, а также основные сведения по каждому из модулей курса. На специальных родительских собраниях, которые должны будут пройти в школах в феврале-апреле 2015 года, вопросы о содержании модулей, особенностях учебного процесса, в том числе Вашего участия в нём, Вы сможете задать учителям и представителям религиозных организаций.
Ваше решение обязательно должно быть зафиксировано личным заявлением, форма которого также утверждена указанным регламентом.
В своём выборе ориентируйтесь исключительно на интересы Вашего ребёнка, Вашей семьи.  Если свободный и добровольный выбор не будет обеспечен, или Вы посчитаете, что Ваше решение не было адекватно учтено, искажено в школе — обращайтесь в Управление образования (Горячая линия ). 

КНИГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (MS Word)

Минобрнауки России направляет письмо  от 31.03.2015 года №08-461 «О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ». Указанный регламент рекомендуется использовать в качестве примерного для работы по обеспечению свободного, добровольного, информированного выбора родителями школьников модуля учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных организациях.

 Письмо  Департамента государственной политики в сфере общего образования   Минобрнауки России  от 31 марта 2015г. № 08-461 " О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ"

 

Регламент

выбора  родителями (законными представителями) обучающихся  одного измодулей комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»в образовательных организациях Чусовского муниципального района

скачать

  1. Общее положение

Настоящий регламент определяет условия и порядок выбора в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – выбор, курс ОРКСЭ):

«Основы православной культуры»,

«Основы исламской культуры»,

«Основы буддийской культуры»,

«Основы иудейской культуры»,

«Основы мировых религиозных культур»,

«Основы светской этики».

1.2. Настоящий регламент основывается на законодательстве Российской Федерации, закрепляющем преимущественное право родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами (часть 1 статьи 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон); право выбора родителями (законными представителями) обучающихся одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включённых в основные общеобразовательные программы, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативных им учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) (части 1, 2 статьи 87 Федерального закона).

1.3. Настоящий регламент следует использовать в образовательных организациях родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся иных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) мировоззренческой воспитательной направленности, указанных в части 1 статьи 87 Федерального закона.

1.4. Настоящий регламент составлен  на основании  письма Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 31.03.2015 № 08- 461 для осуществления  родителями свободного, добровольного выбора учебного предмета для изучения ребёнком.

2. Процедура выбора

2.1. Предварительный этап. Информирование родителей (законных представителей) обучающихся о праве на выбор.

Вопросы организации выбора в образовательной организации должны быть рассмотрены на заседании органа самоуправления образовательной организации (школьного совета и др.) с участием руководителя образовательной организации, классных руководителей классов, в которых должны быть проведены родительские собрания, представителей родительского сообщества.

Решением органа самоуправления или администрации образовательной организации должен быть назначен представитель администрации, ответственный за организацию и проведение выбора – директор образовательной организации или заместитель директора образовательной организации (далее – ответственный).

Не менее чем за неделю до даты проведения родительского собрания классным руководителем или иным лицом по поручению ответственного до родителей (законных представителей) обучающихся должна быть доведена информация о выборе (приложение 1). Информация может быть передана родителям (законным представителям) лично, через обучающихся или дистанционно.

Классный руководитель обязан проверить доведение информации до родителей (законных представителей) обучающихся в своём классе и сообщить о результатах ответственному.

При общении классного руководителя с родителями (законными представителями) рекомендуется выявить возможные вопросы, которые могут быть поставлены на родительском собрании и не могут быть разъяснены непосредственно классным руководителем, а также проблемные ситуации, которые могут возникнуть на собрании. О таких вопросах, проблемных ситуациях следует известить ответственного и по возможности подготовиться к их решению, чтобы ко времени проведения родительского собрания проблемные ситуации были максимально исключены.

При общении с родителями (законными представителями) обучающихся не допускается склонять их к какому-либо выбору под любыми предлогами (удобство для учителя, школы, класса, отсутствие возможностей обеспечить выбор, указания от органов управления образованием, отсутствие подготовленных учителей, учебников и др.). В случае просьб со стороны родителей (законных представителей) обучающихся «помочь с выбором», «посоветовать» и т. п. они должны быть отклонены со ссылкой на исключительную ответственность родителей за выбор, их преимущественное право на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами, гарантированное законодательством об образовании. Возможен только совет: ориентироваться на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье ребёнка, а также на его личные интересы.

В отношении вопроса о возможности отказаться от изучения учебного курса (всех модулей) надо разъяснить, что решение о его преподавании вызвано широкой общественной потребностью и принято органами государственной власти. В связи с этим отказ от изучения не допускается.

2.2. Основной этап. Проведение родительского собрания.

Следует заранее определить дату проведения родительских собраний в классах, чтобы эти сведения можно было внести в текст информации для родителей (приложение 1). Информация о дате родительского собрания в классе с указанием темы собрания должна быть размещена на официальном сайте образовательной организации не позднее чем за 7 дней до даты проведения родительского собрания.

Дата проведения родительского собрания не должна изменяться менее чем за 3 дня до назначенной даты собрания, указанной в информации, опубликованной на официальном сайте образовательной организации.

На родительском собрании класса должны быть приглашены и присутствовать:

1) родители (законные представители) обучающихся в классе;

2) ответственный за выбор представитель администрации;

3) классный руководитель;

4) педагоги, которые предусматриваются в качестве учителей по модулям курса ОРКСЭ;

5) представитель родительского комитета в образовательной организации;

 6) выразившие желание участвовать в собрании официальные представители централизованных религиозных организаций Русской Православной Церкви, мусульманских, буддистских, иудаистских централизованных религиозных организаций из числа организаций, представленных в федеральных или региональных координационных органах, советах по курсу ОРКСЭ.

Допускается проведение общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся нескольких (двух и более) классов. В таком случае протоколы родительского собрания должны быть оформлены по каждому классу на основе личных заявлений родителей (законных представителей) обучающихся в каждом классе.

Вести собрание должен ответственный или руководитель (директор) образовательной организации.

Проведение родительского собрания рекомендуется построить по следующему примерному плану:

1) Вводное выступление ответственного или руководителя (директора) образовательной организации по теме собрания.

2) Представление педагогических работников, которые предполагаются в качестве учителей по всем модулям курса ОРКСЭ.

3) Представление содержания образования по модулям курса ОРКСЭ.

Представление родителям (законным представителем) содержания образования проводится ответственным или педагогическими работниками, которые предполагаются в качестве учителей по модулям курса ОРКСЭ.

Родителям (законным представителем) должны быть последовательно представлены все модули курса ОРКСЭ вне зависимости от предполагаемого выбора родителей (законных представителей) обучающихся.

Представление содержания образования по каждому из модулей курса ОРКСЭ должно включать краткий рассказ о содержании данного модуля, целях и ожидаемых результатах образования, используемом учебно-методическом обеспечении.

В представлении учебно-методического обеспечения должны использоваться учебники, учебно-методические комплексы, включенные в действующие Федеральные перечни учебников. В представлении учебников по религиозным культурам следует указать на наличие или отсутствие их экспертизы в соответствующих централизованных религиозных организациях. Следует отметить единую ценностную основу предметной области духовно-нравственной воспитательной направленности, курса ОРКСЭ. Она ориентирована на культуру и традиции народов России, российские общенациональные гражданские ценности и нормы, веротерпимость, уважение национальных и культурных особенностей народов России, семей, права на мировоззренческое самоопределение и свободное культурное развитие, достоинство личности в российском обществе и государстве.

В представлении конфессиональных модулей (не учебников) по религиозным культурам имеют право участвовать, выступить на собрании официальные представители соответствующих религиозных организаций.

4) Ответы на вопросы родителей (законных представителей) обучающихся.

5) Заполнение родителями (законными представителями) обучающихся личных заявлений (приложение 2).

Бланки заявлений должны быть заготовлены заранее и розданы на завершающем этапе собрания. Родители (законные представители) обучающихся заполняют бланк заявления самостоятельно, от руки. Допускается оформление заявления одним из родителей (законных представителей) обучающегося.

В заявлении указываются

  • название образовательной организации и место её нахождения (город, посёлок и др.);
  • фамилия и инициалы директора образовательной организации;
  • класс, в котором обучается ребёнок;
  • фамилия и имя ребёнка;
  • название выбранного модуля курса ОРКСЭ;
  • дата;
  • личная подпись (подписи) родителя (законного представителя) обучающегося с расшифровкой.

6) Сбор заполненных родителями (законными представителями) личных заявлений, проверка правильности их оформления, сверка числа личных заявлений по списку учащихся каждого класса.

2.3. Заключительный этап. Подведение итогов выбора, направление информации о выборе в органы управления образованием.

По каждому классу должен быть оформлен протокол родительского собрания класса (приложение 3). Данные по выбору в правом столбце указываются в численной форме, с дублированием их в письменной форме в скобках, например: 12 (двенадцать), 21 (двадцать один), 5 (пять) и т. п. При отсутствии выбора одного или нескольких предметов (модулей) следует указать в соответствующей строке: 0 (ноль). Протокол должен быть подписан классным руководителем и председателем родительского комитета класса.

В случае отсутствия родителей некоторых учащихся на собрании и получении от них заявления в более поздние сроки в протокол могут быть внесены изменения или он может быть переоформлен. Это необходимо сделать до направления данных в Управление образования .

Данные протоколов по каждому классу должны соответствовать числу и содержанию личных заявлений родителей в каждом классе.

После сбора всех заявлений на родительских собраниях и добора заявлений от отсутствовавших родителей ответственный оформляет лист сводной информации образовательной организации (приложение 4), который подписывается директором образовательной организации и председателем родительского комитета образовательной организации, скрепляется официальной печатью образовательной организации.

В установленные сроки (в  мае и сентябре)  в Управление образования  передаётся информация о выборе в образовательной организации в установленном виде (в электронном виде или лист сводной информации в печатном виде).

В образовательной организации по итогам выбора сохраняются:

1) заявления родителей;

2) протоколы родительских собраний;

3) оригинал или копия листа сводной информации.

Указанная документация сохраняется в образовательной организации не менее 5 лет.

3. Особые условия.

3.1. Допускается предварительный сбор заявлений от родителей (законных представителей), которые могут отсутствовать в период выбора в образовательной организации и соответственно на родительском собрании по уважительным причинам. В этом случае ответственный или, по его поручению, классный руководитель должен заранее выявить таких родителей (законных представителей), проинформировать их о выборе, передать им бланки заявлений, проверить их получение, обеспечить сбор правильно оформленных заявлений.

Предварительно заполненные заявления родителей (законных представителей) обучающихся должны сохраняться у ответственного до проведения родительского собрания. Ответственный при необходимости должен оказать помощь классному руководителю в общении с родителями по вопросам выбора модуля ОРКСЭ (содержание образования и др.), ответах на их вопросы.

3.2. В исключительных случаях допускается изменение выбора родителями (законными представителями) после подведения итогов родительских собраний и направления информации в Управление  образования . В этом случае родители (законные представители) обучающегося должны обратиться к директору образовательной организации лично или с письменным заявлением. Решение об удовлетворении такого заявления принимается директором образовательной организации по согласованию с педагогическими работниками, которые предполагаются в качестве учителей по модулям курса ОРКСЭ.

Изменение выбора должно быть оформлено новым заявлением от родителей (законных представителей) обучающегося, которое также должно сохраняться в образовательной организации, вместе с их первоначальным заявлением.

 

Приложение 1

 

Информация

о преподавании в 4-х классах общеобразовательных организаций

комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

В 4-х классах образовательных организаций Российской Федерации осуществляется преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», включающего шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника:

«Основы православной культуры»;

«Основы исламской культуры»;

«Основы буддийской культуры»;

«Основы иудейской культуры»;

«Основы мировых религиозных культур»;

«Основы светской этики».

Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определённой религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося.

При этом вы можете посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение.

Преподавать все модули, в том числе по основам религиозных культур, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку.

Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и личное заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор.

На родительском собрании вам будет представлено содержание каждого из указанных модулей, вы сможете получить ответы на вопросы от представителей администрации школы, педагогов, представителей соответствующих религиозных организаций.

Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей и заполнение личного заявления о выборе – обязательно.

Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается.

Дата, время, место проведения родительского собрания:

________________________________________________________________________

 

 

С уважением, администрация ___________________________________________

                                                                               (наименование, место нахождения образовательной организации)

 

 

 

Приложение 2

 

Директору

МБОУ ООШ _

от ___________________________

_____________________________

Фамилия И.О. родителей, законных представителей

 

Заявление

Мы, родители (законные представители) учащегося ______ «____» класса образовательной организации_________________________________________________________ ___________________(наименование, место нахождения образовательной организации) ___________________________________ (Ф.И. ребёнка), из предлагаемых на выбор модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:

«Основы православной культуры»,

«Основы исламской культуры»,

«Основы буддийской культуры»,

«Основы иудейской культуры»,

«Основы мировых религиозных культур»,

«Основы светской этики»

выбираем для своего ребёнка изучение модуля (написать от руки):

________________________________________________________________________

Дата «___» _________________ 20___ г.

______________________________________ (Ф.И.О.) ___________ (подпись)

______________________________________ (Ф.И.О.) ___________ (подпись)

 

Приложение 3

 

 

Протокол родительского собрания ___  «____» класса

 

МБОУ ООШ № __

 

 

Результаты выбора родителями (законными представителями) обучающихся_____«____» класса модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» на 201____- 201____ учебный год:

 

 

Название модуля

 

Число учащихся

(число цифрами и письменно)

Основы православной культуры

 

Основы исламской культуры

 

Основы буддийской культуры

 

Основы иудейской культуры

 

Основы мировых религиозных культур

 

Основы светской этики

 

 

 

 

Дата «___» _______________ 20___ г.

 

 

Классный руководитель

 

______________________________________(Ф.И.О.)  ___________ (подпись)

 

 

Председатель родительского комитета класса

 

______________________________________(Ф.И.О.)  ___________ (подпись)

 

Приложение 4

 

 

Лист сводной информации

о результатах выбора родителями (законными представителями)

обучающихся модулей комплексного учебного курса

 «Основы религиозных культур и светской этики».

 

 

 

Образовательное учреждение

 

 

_ОО___________________

наименование и место нахождения

 

Название  модуля

 

Число учащихся

(число цифрами и письменно)

Основы православной культуры

 

Основы исламской культуры

 

Основы буддийской культуры

 

Основы иудейской культуры

 

Основы мировых религиозных культур

 

Основы светской этики

 

 

 

 

«___» ______________ 20___ г.

 

Директор образовательной организации ______________________ 

 

______________________________________(Ф.И.О.) ____________ (подпись)

 

Председатель родительского комитета  образовательной организации

 

 

______________________________________(Ф.И.О.) ____________ (подпись)

 

М.П.


 

Введение учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"

"Отношения государства и религиозных организаций

в вопросах образования и воспитания, конечно,

исключительно важны. Они затрагивают наиболее

значимые вопросы формирования мировоззрения,

системы ценностей любого человека,правил поведения в обществе,

включая этическое наполнение этих правил,

и, конечно, самым серьёзным образом влияют

и на становление личности человека и гражданина. - Д.А. Медведев"

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации вводится комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой – этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Курс основан на культуроведческом подходе, основной задачей которого является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

  1. Приказ  Министерства  образования и науки  Пермского края от  27.01.2015г. N СЭД-26-01-04-34 «Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению свободы выбора  одного из модулей курса ОРКСЭ на территории  Пермского края»
  2.  Приказ Управления образования  от 13.02.2015г. № 54 "Об утверждении Плана  мероприятий по обеспечению свободы выбора одного из модулей  курса ОРКСЭ"
  3. ОРКСЭ
  4. Распоряжение от 28.01.2012г №84-р «Об  утверждении плана мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации учебного  курса для общеобразовательных учреждений  «Основы религиозных культур и светской этики»
  5. Письмо министерства образования и науки РФ от 24.10.2011 № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного курса ОРКСЭ
  6. Письмо Минобрнауки РФ от 08.07.2011 № МД-883/03 "О направлении методических материалов ОРКСЭ"
  7. Письмо Минобрнауки России от 09 февраля 2012 г. № МД-102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года"
  8. Письмо от 16.02.2012г № СЭД-26-01-21-111 "О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года"

http://www.orkce.org./

Методические материалы

 

Памятка для родителей о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»

  Книга для родителей «Основы духовно-нравственной культуры народов России» А.Я.Данилюка

Полезные ссылки

Форма входа
Версия для слабовидящих

г. Чусовой, ул.Лысьвенская, 70 «а»
тел/ факс: 4 90 29
эл.почта : gorono_ch@bk.ru
 

Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

XIII НПК





Россия - без жестокости к детям!



Архив записей